С нового года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС), над которым пять стран работали более двух лет. Он обещает стать одним из самых инновационных международных документов в таможенной сфере. Приступая к работе над кодексом, страны поставили перед собой амбициозные задачи — сблизить таможенные законы пространства ЕАЭС и дать новый импульс торговым отношениям союзников с помощью цифровых технологий.
Кодекс пронизан информационными технологиями, но главной его инновацией стало другое. В подготовке документа беспрецедентно широкое участие принял бизнес. До его появления ни один документ — ни на международном, ни на национальном уровне — не обсуждался так подробно с предпринимательским сообществом. Естественно, не все предложения бизнеса были приняты. Бизнес, конечно, всегда ратует за минимальное количество административных барьеров и максимальное снижение пошлин и налогов, но и у государства есть задачи по наполнению бюджета и обеспечению безопасности страны. В кодексе постарались найти баланс между интересами государства и бизнеса и учесть наработки предпринимателей, которые каждый день сталкиваются с таможенными процедурами и знают всё не понаслышке.
Красной нитью, проходящей через новый документ, стало ускорение и упрощение таможенных операций. Это, как надеются страны-участницы, приведет к облегчению торговли. Кодекс благодаря усилиям союзников имеет централизующую роль. Большая часть полномочий передается с национального на союзный уровень. Количество норм и правил, которые теперь определяются только Союзом и станут едиными для стран-участниц, по данным Европейской экономической комиссии (ЕЭК), увеличилось со времени кодекса Таможенного союза со 114 до 297. Но это не значит, что странам диктуется, как регулировать эту сферу в каждой конкретной стране. По сути, кодекс устанавливает общие правила игры для стран-участниц. А инструменты, которыми эти правила и принципы будут исполняться, остаются в руках национальных органов власти, которые понимают, какие ресурсы есть в их распоряжении.
Ускорение и упрощение совместной работы ЕАЭС кодекс предлагает за счет автоматизации таможенных процедур. Три фактора, которые ускорят дело: приоритет электронного таможенного декларирования, возможность не предоставлять подтверждающие документы и автоматический выпуск товаров. Первый этап цифровизации в России практически завершен, и очень успешно. По данным таможни, электронное декларирование сегодня используется более чем в 99% случаев.
Оформление «на бумаге» используется крайне редко, только в установленных случаях — например, когда речь идет о транзите или в случае какого-либо технического сбоя. Бумажные декларации пока еще актуальны в работе с физическими лицами.
Новый вызов для российской таможни — автоматизация всех процессов, начиная с автоматической регистрации таможенных деклараций до автоматического выпуска товаров. При этом автоматический выпуск возможен только в случае, если товар прошел контроль системы управления рисками (СУР) без замечаний. Сейчас российские таможенники работают над «донастройкой» СУР в соответствии с новыми задачами. А пока из 3,7 млн деклараций, оформленных в 2017 году, только по 53,6 тыс. товар был выпущен без участия сотрудников таможни.
Важно, что кодекс стимулирует страны углублять интеграцию информационных систем таможни с другими ведомствами. В будущем благодаря этой системе государство, бизнес и потребители смогут отследить всю цепочку движения товаров внутри страны — от ввоза до реализации конкретной партии товара.
В последние годы таможенные органы активно разрабатывают и внедряют современные электронные технологии и сервисы, в том числе при уплате таможенных платежей. Эксперты уверены, что применение цифровых технологий делает прозрачной любую сферу, что в случае уплаты таможенных платежей положительно скажется на полноте их собираемости и в конечном итоге пополнении доходной части бюджета, а бизнесу они позволяют экономить время и финансовые ресурсы, упрощают взаимодействие с государственными структурами и банками.
С нового года мы начнем новую таможенную жизнь. Конечно, в связи с нововведениями могут возникнуть и нестыковки, и сложности. Федеральная таможенная служба (ФТС) проинформировала о планах организовать специальную горячую линию и рабочие группы, которые будут отслеживать сложные вопросы, чтобы оперативно их разъяснять.